Ваше мнение

Где отдыхаете?

Быстрый поиск

Информация


Последние новости и статьи

 
Храм Симона Кананита (Абхазия)
Интересно посетить

На берегу р. Псырцха, в самом центре Нового Афона находится небольшой трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита, который является уникальным памятником древнего зодчества. Он был сооружен в ту эпоху, когда Анакопия являлась административным и религиозным центром Абхазского царства. Это было в IX – X веках. Эта церковь была построена из тесаного белого известняка на том месте, где, как гласит предание, убили апостола Симона Кананита.

Храм Симона Кананита – это уникальный памятник абхазской школы церковного зодчества, которая сформировалась под влиянием Византии. Абазгская епархия до середины восьмого века находилась под подчинением Константинопольского патриархата, но затем она была преобразована в автокефальную Абхазскую Православную Церковь. С тех пор в Абхазском царстве начался расцвет церковного строительства и православия. С именем каждого абхазского царя связано или строительство, или богатое украшение храмов, являющихся выдающимися архитектурными памятниками Кавказа и Восточного Причерноморья. Большая часть этих крестово-купольных зданий (вписанный крест): храм Алахадзы, Бзыбский храм, храм Симона Кананита, Моквский храм, Лыхненский храм, Нижне-Архызский храм относятся к абхазской школе церковного зодчества. Абхазские мастера в одиннадцатом веке даже участвовали в сооружении Софийского собора, расположенного в Киеве.

Храм Симона Кананита неоднократно перестраивался и разрушался. В ходе реставрации во время правления византийского императора Комнина он был внутри украшен уникальной фресковой росписью.

Храм построен в живописнейшем месте города, возле Новоафонского водопада и представляет из себя здание средних размеров, сложенное из белого тесаного камня. Паломник А. Н. Муравьев в своей книге «Грузия и Армения», изданной в 1848 году, описал устройство этого храма, как совершенно греческое. Муравьева поразила тонкость стен, возведенных из тесаного камня, а также высота стройных сводов, опирающихся на очень легкие столбы.

По распоряжению императора России Александра ІІІ храм в 1875 году передали Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю, иноки которого начали его восстановление. Храм при этом претерпел некоторые изменения: появился профилированный карниз, изменилась высота стен, большая часть которых была забелена, барабан стал круглым, а куполу придали луковичную форму. Южный и западный портики над входами остались не восстановленными, а над западным притвором надстроили колокольню. Восстановление храма закончили к 1882 году и десятого мая его освятили.
На стенах храма сохранились две греческие раннесредневековые надписи. На одной из них, расположенной над южным входом и датируемой IX-X веками, имеется изображение круга с крестом внутри него. Вторая надпись находится на камне восточного фасада храма. Она значительно повреждена, поэтому ее можно прочитать только частично.

Сейчас храм Симона Кананита принадлежит Православной Церкви Абхазии и является действующим. Святой апостол Симон Кананит поминается православной церковью 23 мая. В храме в этот день проводится божественная литургия и крестный ход. Симон Кананит почитается в православной церкви, как покровитель семьи и брака. Поэтому тысячи верующих из Абхазии и России приходят сюда, чтобы испросить счастья, любви и благополучия в супружестве.

Грот Симона Кананита


Название реки Псырцха переводится с абхазского как «пихтовый родник». Местность вокруг нее привлекает и своей красотой, и христианскими святынями. Здесь находится одно из наиболее посещаемых туристами и паломниками место Нового Афона – грот-келья великомученика Симона Кананита.

Апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный в середине первого века нашей эры прошли вместе со своими учениками малоазийские города, Неокесарию и Трапезунт, страну лазов и вступили в Апсилию. На протяжении какого-то времени они проповедовали христианство в Себастополисе. Затем Андрей Первозванный пошел дальше на север. Симон остался в каменной пещере, расположенной недалеко от реки Псырцха. Вскоре слухи о проповедях Симона в Анакопии докатились до римских префектов. На святого апостола были возобновлены гонения, а затем он подвергся мученической смерти. Местные жители, обращенные в христианство, погребли тело Симона Кананита, а своим потомкам передали память о месте погребения. Позже на этом месте был возведен храм. Некоторое время он являлся центром Себастопольской и Анакопийской епархий.

В 2002-2004 годах заповедником была проведена реконструкция в ущелье р. Псырдзха и теперь грот святого апостола можно посетить беспрепятственно. Путь к пещере начинается возле древнего храма десятого века. Вымощенная диким камнем историческая тропа идет по берегу реки вдоль наскального следа святого и лобного места, где был умерщвлен святой, а дальше тянется змейкой под гору. На дороге к пещере находится источник, омовение в котором, по преданию, излечивает от многих недугов. На камнях, которые лежат возле грота еще и сейчас можно увидеть красные пятна, являющиеся «каплями апостольской крови». По преданию, путника ожидает удача, если он из углубления, наполненного водой, вытащит наугад обагренный камешек. В келью апостола вы попадете, если преодолеете десятки каменных ступеней.

Современный вид грот Симона Кананита приобрел уже после его смерти. Монахи Новоафонского монастыря в конце девятнадцатого века прорубили к пещере удобный вход, построили каменную лестницу и выложили на стенах пещеры мозаикой лики Богоматери, Иисуса Христа и Симона Кананита.