Ваше мнение

Где отдыхаете?

Быстрый поиск

Информация


Последние новости и статьи

 
Пицундский храм
Интересно посетить

Чтобы сохранить уникальные историко-культурные и экологические памятники, в Пицунде в 1991 году создали Государственный историко-архитектурный заповедник, который назвали «Великий Питиунт» и присвоили статус национального парка-заповедника. Основной объект заповедника – это византийское городище, датируемое ІІ-VI веками (дворец командующего легионом, казарменные постройки, винные погреба, колодец, римские бани). На территории заповедника находится еще храмовый комплекс IV-XIX вв. Этот комплекс располагается за каменной мощной стеной десятого века высотой до восьми метров, толщиной в полтора метра и длиной 550 метров.

Город Питиунг основали греческие купцы, выходцы из Милета. Во втором веке нашей эры римляне здесь построили крепость – кастеллу, которая обладала совершенными оборонительными сооружениями того времени: стенами и башнями из кирпича и булыжника, водопроводом, торговыми складами, сложными воротными системами. Внутри кастеллы раскопали фундаменты довольно большого каменного здания – претория, общая площадь которого составляет более шести гектаров. Это наряду с некоторыми другими данными свидетельствует о том, что в те времена в Питиунте располагалось центральное командование группы гарнизонов, которые находились в северной Колхиде. Эта крепость вместе с Себастополисом (современным Сухуми) принадлежала к единой оборонительной системе городов-поселений на восточном Причерноморье и до середины шестого века служила в этом регионе византийским форпостом.

В IV веке нашей эры римляне на территории крепости возвели древнехристианский храм-базилику, где служил епископ Стратофил, который был участником Вселенского Никейского собора, состоявшемся в 325 году. В конце пятого – начале шестого века пол в этом храме украсили богатейшей мозаикой, которая состояла из сюжетных композиций и геометрических орнаментов. Площадь этого пола составляет 60 кв. метров. На Кавказе он является одним из самых древних. Мозаику выполнили местные мастера из камешков-кубиков двенадцати цветов, изготовленных из местных пород. Мозаика – шедевр древнего искусства и имеет мировое значение. На полу имелась еще и надпись древнегреческим языком, но к сожалению, многие наиболее интересные фрагменты мозаики были безвозвратно вывезены в Грузию.

При выполнении работ, предназначенных для укрепления фундамента, выявили остатки древних стен, датируемых IV-VI вв. Согласно рабочей версии эти стены остались от резиденции епископа Стратофила Питиунтского. Император Византии Юстиниан I считал Питиус самой важной стратегической крепостью на черноморском побережье Кавказа. По его приказу в крепости в VI веке на месте обветшавшего храма был построен новый еще более величественный, в котором в 541 году находилась епископская кафедра и здесь состоялось первое крещение абхазов. Развалины храмов были раскопаны в середине прошлого столетия.

После образования Абхазского царства и обретения автокефалии Абхазской церковью Пицундский храм в VIII веке становится престольным храмом.

К этому периоду относят очень интересный архитектурный памятник, расположенный за пределами стен крепости – руины уникального двухзального храма с двумя шестигранными апсидами снаружи. В христианском мире существует еще только пара таких «двойных» церквей, которые датируются VI – XI в.в. и располагаются в Малой Азии.

Во время расцвета Абхазского царства соорудили новый храм из кирпича. Пицундский храм по своей архитектуре отличается от грузинских храмов. Он имеет сходство с абхазскими храмами восточно-византийской архитектуры. В таком стиле построен храм Симона Кананита, который находится в Новом Афоне и Лыхненский храм. В середине десятого века Пицундский собор становится кафедрой Абхазских Католиксов и в нем производились выборы абхазских Католиксов-Патриархов, а также рукоположение епископов.

В шестнадцатом веке собор обновили. Неоднократно перестроенную крепостную стену в последний раз местное население увеличило и укрепило в период турецкого вторжения в шестнадцатом веке, когда к народу обратился Пицундский католикос и призвал защитить главный абхазский храм. При этом значительную часть стен византийского городища разрушили и использовали в качестве строительного материала.

В западной части храма в шестнадцатом веке была построена усыпальница. Ее потолок и стены были богато расписаны. Особенно интересны такие сюжеты росписи, как «Несение креста», «Распятие» и «Плач». В семнадцатом веке, после возникновения угрозы нападения турок, кафедру католикосов Абхазии перенесли в грузинский Гелати. Храм был заброшен, но все же продолжал привлекать и местное население, приходившее к его стенам, чтобы давать клятвы, и чужеземцев. Здесь останавливались запорожские казаки, совершавшие набеги на Турцию.

Целый ряд источников сообщает нам о несметных богатствах епископата в Пицунде. После того, как кафедру перенесли в Гелати, большинство этих сокровищ вывезли за пределы Абхазии. Однако, по местному преданию, когда турецкое присутствие в Абхазии усилилось и появилась реальная угроза уничтожения и осквернения христианских реликвий, все церковные богатства страны собрали в Пицунде, спрятали в дубовые сундуки, залили воском и замуровали в катакомбах под храмом.

Во второй половине девятнадцатого столетия собор вновь освятили на честь Успения Богородицы. Расположенную рядом с ним часовню храма Пицундских святых построили из материалов руин. Она находится в относительно хорошем состоянии, благодаря реставрации, которую провели монахи Новоафонского монастыря в девятнадцатом веке. В часовне с 1991 года возобновлены службы и совершается таинство крещения местных жителей. Порядок в самой часовне и на прилегающей к ней территории поддерживают послушники Новоафонского монастыря.

Пицундский собор является самым крупным раннесредневековым храмом Абхазии

Купол Пицундского собора и его гладкие светлые стены белеют за зелеными вершинами кипарисов. Размеры этого храма в плане – 22,7 х 43,3 метра. Пицундский собор является трехнефной и трехапсидной внутрикупольной базиликой, выложенной из местного камня и кирпичных прослоек. Снизу от цоколя стены храма сложены из каменных блоков, а затем кладка имеет смешанный характер: каменные ряды перемежаются кирпичными прослойками. С увеличением высоты стен прослойки из камня становятся тоньше, а из кирпича – толще. Верхние части стен, барабан, купол, покоящийся на нем, внутренние опоры полностью сложены из кирпича, который имеет неодинаковые размеры. В арках он тонкий, а в несущих частях – намного толще и почти брусовидный. Снаружи между окнами центральной алтарной апсиды толстым кирпичом выложены кресты. Храм этот торжественный и величественный. Он полон света и воздуха. Каждый, кто сюда входит, сразу ощущает, что этот храм создан для торжественных богослужений.

Самой значительной художественной ценностью Пицундского храма являются его фрески. Начиная с девятнадцатого столетия, их состояние изменялось в худшую сторону. В двадцатом веке появились новые беды. Храм в семидесятые годы превратили в концертный зал. При проведении строительных работ росписи четырнадцатого века были заштукатурены, а ряд других росписей вместе со штукатуркой сбили со стен. Эти действия мотивировали необходимостью улучшения акустики. На восточной стороне купола хорошо сохранилось погрудное изображение Христа Пантократора, которого окружает разноцветный ореол, а на остальной части купола – семь фигур архангелов. В центре купола и по сторонам находятся изображения шестикрылых херувимов, которые подпорчены поздними реставраторами. Над алтарем, под медальонами, относящимися к XIV-XVI в.в., просматриваются фрески более раннего периода, предположительно, XII века. Из двенадцати апостолов, изображенных на барабане, сегодня сохранились частично или полностью только десять.
Если говорить о восстановлении храма в Пицунде, то нельзя оставить без внимания и назревший вопрос относительно реституции культурных ценностей. Речь прежде всего идет о возвращении из Гелатского монастыря  чудотворной иконы Пицундской Божьей Матери. Этот вопрос был поднят известным писателем, религиозным и общественным деятелем Муравьевым еще в 1848 году. Эта проблема актуальна и сегодня. Среди бесценных материалов, вывезенных в Грузию, числится знаменитый мозаичный пол из Пицундского городища, выносной золотой крест Пицундского храма, золотая чаша-потир Бедийского храма, серебряный античный шлем из Эшера – всего почти пятьдесят наименований!!!

Самые интересные культурные памятники изучались представителями ЮНЕСКО еще перед грузино-абхазской войной 1992-1993 гг. Чтобы вернуть в Абхазию хотя бы одну национальную реликвию необходимо объединить усилия мировых сообществ под эгидой ЮНЕСКО. Эту работу прервала грузинская агрессия в 1992 году. Министерство иностранных дел Абхазии обращалось в ЮНЕСКО с просьбой о помощи в решении вопросов, касающихся возвращения культурных ценностей, которые были похищены уже в 1992-1993 годах во время оккупации грузинскими войсками.

Орган Пицундского собора

Орган Потсдамской органной фирмы «Александр Шуке» был установлен в храме в 1975 году. Под древними сводами храма и сегодня звучит торжественная музыка Баха, проводятся концерты Государственной хоровой капеллы Абхазии, а также артистов из России, которые привлекают сюда многочисленных ценителей классической музыки. На территории комплекса ежегодно проводится фестиваль «Хибла Герзмава приглашает», в котором принимали участие Московский камерный оркестр под управлением А. Рудина, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Камерный оркестр московской консерватории, оркестр и солисты Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, известная певица из Америки Дебора Браун, джазовое трио Крамера, знаменитое меццо-сопрано Е. Образцова, оперные звезды Абхазии – Хибла Герзмава и Алиса Гицба. Святослав Бэлза, известный российский музыковед уже много лет является ведущим фестивальных концертов.

В 2010 году вокруг Пицундского органа разгорелся спор. Представители абхазской епархии утверждали, что храм в Пицунде является резиденцией древнего Абхазского епископата. Поэтому органу здесь совсем не место. Однако, под воздействием мнения общественности, сгустившиеся над Пицундским храмом тучи, похоже, рассеялись. В бюджет заложили сумму, предназначенную для капитального ремонта пицундского органа. Это значит, что вопрос о переносе органа в другое здание откладывается. Пицундский орган является уникальным инструментом на постсоветском пространстве и поэтому многие известные музыканты выступили на его защиту. К их числу принадлежат Владимир Спиваков, Елена Образцова, Хибла Герзмава.

В Пицундском храме начались работы, связанные с ремонтом органа. Их ведут специалисты из Потсдамской органной фирмы. Орган в Пицунде был изготовлен Гансом Иохаимом Шуке, корифеем немецкого классического органостроения. Сегодня этой фирмой руководит Матиас Шуке. Пицундский орган состоит из 59 регистров, 3 мануалов и 4 000 труб. Трубы органа будут тщательно осмотрены специалистами, которые их очистят, а при необходимости и заменят.